Марина Ионаускайте (mjonaus) wrote,
Марина Ионаускайте
mjonaus

Categories:

Буддийское искусство

Называется, девочка созрела.
В июле 2013 года я была в столице Бурятии - Улан-Удэ.
Помимо желанного к посещению Иволгинского дацана, я побывала в музее на выставке Буддийского искусства.
Признаться, не владею глубокими знаниями об этом учении, но очень оно меня привлекает отсутствием категоричности и свободой.



Покажу немного, потому что знаю, как напрягают портянки из огромного количества фотографий из чужих путешествий.
Так что всех интересующихся буддийским искусством - милости прошу под кат.

Кстати, все фотографии сделаны на телефон, потому что посещение экспозиции - стихийное совершенно. Я вышла из гостиницы прогуляться и посмотреть квартал, в котором мы живем, а ноги занесли меня в музей, где проходила выставка "Сокровища буддийского искусства. Новые грани".

0_844cc_64a2a99c_XXL

"Три порока сознания"

Дисбаланс физиологических энергий организма (флегмы, желчи, пневмы), вызванный неправильным образом жизни, несоблюдением диеты, переохлаждением организма и влиянием зловредных духов. Вызывает различные заболевания.

Рисунок из Малого атласа Ацагатской медицинской школы. 1930-е годы.



Колесо бытия (Сансарын хурдэ, бур.)
Мифологическая картина мира. По будиийским представлениям жизнь есть страдание. Основу страдания составляют три порока сознания: невежество (свинья), злоба, гнев (змея) и сладострастие (петух).
Вследствие этого все живые существа подвержены цепи перерождений. Карма - черный путь, возмездие за греховные деяния, ведущие в ад или плохие перерождения, белый путь - накопление благодетелей, перерождение в мире людей или мире богов, достижение нирваны, освобождение от круговорота сансарных перерождений.
Представлены шесть миров живых существ: миры богов, злобных асуров, людей, животных, прета, или биритов (страждущих духов) и мир ада.
На ободе колеса изображены 12 символов зависимого (причинно-следственного) существования, которые автоматически обеспечивают воспроизводство сансарного бытия.
Бурятия, XIX век. Полотно грунтованное, краски минеральные.



Кровать Ганджурвы гэгэна Данзана Норбоева  ( (1888—

1935), бурятско-тибетский ученый-лама, публицист, 6-й перерожденец (бурятской хубилган) ганчжирвы гэгэна из Долоннора, объявлен живым богом после смерти 5-го перерожденца Сумаева (1887)).
Дерево, минеральные краски, роспись, резьба.



Ритуальные инструменты: потрясаемые, духовые, ударные. Ниже на фото с другого ракурса, чтобы была возможность рассмотреть.



Костюм на манекене - это костюмы религиозного служения под названием ЦАМ, конкретно этот - Хашин хан

Для справки:
Цам (с монгольского; тиб. Чам; бур. Сам) — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах) Забайкалья, Монголии и Тибета. По одной из версий, происходит от древних шаманских практик. Был включён в буддийский комплекс. В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных буддистских религиозных мистерий.

Монастырский Цам может быть не приурочен к историческому событию или определённому дню; во многих монастырях он совершается тогда, когда впервые был введён в том или другом монастыре. Цель его — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.

Обряд состоит в танцевальной пантомиме, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, совершают по намеченному кругу религиозный танец, жестикулируя руками.

Цам проводился во дворе дацана. В течение нескольких недель перед исполнением Цама в монастырях шли специальные службы, готовились исполнители ролей богов.





Потом была очень странная скульптура: Хашин хан с 8-мью спутниками-детьми



Что они символизируют - не знаю. Вот поближе:



Вот. И это не все, конечно же, но утомлять вас больше не буду фотографиями.
Вообще, очень пожалела, что просто взяла билет и не оплатила экскурсию, потому что одно дело читать надписи к экспонатам, другое - слушать экскурсовода, задавать вопросы.

В музее встретилась женщина, которая убирала там полы. Оказалось, она в прошлом - сотрудник музея, именно экскурсовод и искусствовед. По собственной инициативе очень многое рассказала и объяснила. Было заметно, что человек - фанат своего дела и очень глубоко знает то, о чем рассказывает. Очень увлекательный был рассказ о колесе бытия, фотография которого есть в начале поста: реинкарнации, карма, наказания, связь между мирами.

Люблю погружения в этническую среду. Узнавать другой быт, другие традиции, обычаи.
Есть в этом что-то такое... глобальное, что ли. Общаешься, смотришь и понимаешь, как огромен мир, как разнообразны люди и уклад их жизни, понимаешь, что жизнь не только то, что вокруг тебя, а гораздо дальше, больше и шире.
Tags: путешествие
Subscribe
promo mjonaus november 25, 2025 15:27 6
Buy for 50 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments